Проблема буллинга в образовательной среде
В любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задираться, бить, обзывать других, придумывать клички и «ярлыки», отбирать у детей деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для многих школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно, в качестве агрессора или жертвы. Другие — большинство — пассивные участники, как очевидцы и свидетели такого явления как буллинг.
Буллинг – притеснение, травля, дискриминация. Буллинг – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
В образовательном учреждении в буллинге могут участвовать не только дети, но и педагоги. То есть жертвами буллинга могут стать и педагоги, и дети. Так и булли могут являться как взрослые, так и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются с малолетства.
Существует ряд факторов, способствующий распространению буллинга в детских коллективах. Микроклимат образовательного учреждения и семьи во многом способствует развитию такого социального явления как буллинг.
Вот факторы, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:
- гиперопека и равнодушие со стороны взрослых;
- желание доминировать над другими;
- внутрисемейные конфликты;
- завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка;
- прогулы и слабая успеваемость в школе;
- низкий социальный статус семьи;
- желание сохранить статус в группе и соответствовать членам группы;
- внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
- высокая импульсивность;
- неадекватная заниженная самооценка;
- сниженное чувство самосохранения у ребенка;
- низкий уровень воспитания ребенка;
- предшествующий жизненный опыт школьников, включающий в себя проявление собственной агрессии и наблюдение подобных проявлений в ближайшем окружении;
- смена воспитателей в лице мачехи или отчима, появление второго ребенка в семье;
- злоупотребление компьютерными играми, курением, алкоголем или наркотиками;
- приводы в полицию и ранняя судимость;
- семейное и сексуальное насилие;
- ранние сексуальные контакты.
Цель буллинга – скрыть за агрессивным поведением свою неполноценность. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Мотивами буллинга может выступать зависть, месть (когда хотят наказать за боль и причиненные страдания), борьба за власть, стремление удивить, поразить, разрядиться, «подшутить» и быть в центре внимания, выглядеть «круто», чувство неприязни, желание унизить или запугать непонравившегося человека, нейтрализация соперника через показ преимущества над ним, либо самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц:
- Жертвы буллинга.
- Булли (буллеры, обидчики, агрессоры или организаторы травли).
Любой ребенок может стать жертвой школьного террора или быть изгоем. Больший риск стать жертвой агрессора для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и для тех детей, у которых нет друзей в коллективе. Такие дети склонны видеть весь мир полный опасностей, в котором они сами не способны повлиять на ситуацию. Жертвы часто имеют нарушения здоровья, симптомы депрессивного состояния или апатии, склонны к совершению суицидальных попыток.
К булли можно отнести преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе. Преследователи часто имеют низкую успеваемость, употребляют табак и алкоголь, прогуливают занятия, устраивают драки, либо совершают кражи.
Часто булли становятся дети:
- воспитывающиеся родителями – одиночками
- из конфликтных семей
- с низкой успеваемостью
- с низкой устойчивостью к стрессам
- из властных и авторитарных семей
- из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни.
Для булли характерны: завышенная самооценка, склонность ко лжи или жульничеству, враждебность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность и импульсивность, отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил.
Часто к булли присоединяется группа преследователей, с которыми булли осуществляет свою агрессию. Преследователями и помощниками булли становятся:
- несамостоятельные, безынициативные дети, легко поддающиеся влиянию окружающих
- дети, которые всегда стремятся следовать правилам и нормам (они очень прилежные и законопослушные)
- дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще виноватыми считают других)
- дети, подверженные жесткому контролю со стороны старших (с применением физических наказаний)
- дети, не умеющие ставить себя на место других
- дети, не уверенные в себе, дорожащие «дружбой» и доверием со стороны лидеров класса
- трусливые и озлобленные дети.
Существуют различные виды буллинга. Основными и часто встречающимися являются физическое, эмоциональное и экономическое насилие, кибербуллинг и сексуальное насилие.
Физическое насилие – это избиение, шлепки, подзатыльники, пинки и нанесение ударов.
К эмоциональному насилию относятся угрозы и насмешки, высмеивание и оскорбление, присвоение обидных кличек и унижение в присутствие других людей, принуждение делать то, что ребенок не желает, распространение сплетней и слухов, социальная изоляция и исключение, манипуляция дружбой, подчеркивание физических недостатков. Умышленное доведение человека до стресса, срыва, распространение унизительных надписей на доске или стенах. Не желание сидеть за одной партой и исключение из списка приглашенных на день рождения. Игнорирование.
Порча и отнятие личных вещей являются примером экономического насилия. А также вымогательство, отбирание денег. Жертву могут привлечь к совершению кражи чужого имущества, с целью возложения вины на жертву.
Кибербуллинг проявляется через нападение с целью нанесения психологического вреда посредством электронных технологий. Через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web сайтах и посредством мобильной связи. Осуществляются анонимные звонки, отправляются сообщения оскорбительного или угрожающего характера, съемка и распространение фото и видеоматериалов компрометирующего характера, написание обидных комментариев. Создаются группы для выражения ненависти и травли определенного человека.
Сексуальное насилие или совращение осуществляется с использованием ребенка взрослым или другим ребенком с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Вовлечение ребенка в проституцию или порнобизнес и пр.
Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели.
Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и как, следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок – жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
На проявление буллинга все дети реагируют по - разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться их следующие особенности:
Поведенческие особенности, говорящие, что над ребенком совершается насилие:
- дистанцированность от взрослых и детей
- негативизм при обсуждении темы буллинга
- агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности, указывающие, что над ребенком совершается насилие:
- напряженность и страх при появлении ровесников
- обидчивость и раздражительность
- грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Если вашему ребенку не с кем гулять, он последним уходит из класса, не интересуется жизнью коллектива и не считает себя его частью – он уязвим, и может стать потенциальной жертвой. Следует обратить внимание на типичные признаки, которые помогут родителям предпринять меры по предупреждению травли ребенка в школе, или чтобы ребенок не превратился в агрессора.
1.Не хочет идти в школу, даже если сделаны уроки.
2.Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.
3. Встает с утра с плохим настроением, если ему необходимо идти в школу.
4.Радуется, если заболел.
5.Не знает номеров одноклассников, или не желает никому звонить, чтобы узнать домашнее задание.
6.Сам ребенок никого не зовет в гости, даже на день рождения.
7.Ребенок приходит из школы взвинченным, нервным, с плохим настроением, очень долго не хочет разговаривать и не открывается: замыкается в себе и не желает отвечать на вопросы.
8. Иногда у него появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он не «знает».
9.Приходит домой в потрепанной, порванной или грязной одежде.
10. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.
11.Выбирает длинный и неудобный путь в школу.
12.Крадет деньги у родителей (что раздавать).
13.Часто выпрашивает деньги у родителей (чтобы раздавать).
14.Плохой сон и аппетит тоже могут свидетельствовать о наличии буллинга в отношении ребенка.
Родители также могут заподозрить, что ребенок подвергается буллингу, если у него вдруг появляются проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, боли в животе, раздражительность. Таким образом, целый букет депрессивных признаков могут свидетельствовать о наличии серьезной проблемы – буллинга по отношению ребенка в школе, о необходимости предпринять меры для ее решения.
Советы родителям по воспитанию для предотвращения буллинга. Посоветуйте вашим детям (для того чтобы не попасть в группу риска по школьному буллингу):
- не задираться и не зазнаваться
- не показывать свое превосходство над другими
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
- не хвастаться – ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями
- не демонстрировать свою элитарность
- не ябедничать
- не подлизываться к учителям
- не игнорировать решение класса, если оно не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива)
- не давать повода для унижения чувства собственного достоинства
- не демонстрировать свою физическую силу
- не показывать свою слабость
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими недостатками, так как в мире много жестокости
- даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими
- своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя
- одаренность вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).
Если профилактические меры не помогли и ваш ребенок оказался жертвой буллинга, родители должны:
- 1. Понять истинную причину происшедшего с ним.
- 2. Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга.
- 3. Сообщить об этом классному руководителю или в администрацию школы.
- 4. Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
- 5. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.
Школьная антибуллинговая политика наиболее эффективна в атмосфере заботы и уважения к другим и рассматривается в рамках воспитательной системы. Должно быть четкое осознание того, что хулиганское поведение в школе недопустимо. Если мы не будем равнодушными к происходящему вокруг, то быстро и эффективно сможем разрешить конфликтные ситуации, так чтобы довольными были и дети, и родители, и педагоги.